Основные отличия белорусского и российского авторынков

Полезная информация

Отличается ли белорусский авторынок от российского: предпочтения населения

Автомобильный рынок Беларуси и России имеет свои особенности и отличия. Это связано как с экономическими факторами, так и с предпочтениями населения двух стран. К слову, наша компания может помочь привезти авто из Белоруссии, оформив для этого необходимые в РФ документы.

Ключевые особенности рынков двух стран

Во-первых, стоит отметить, что белорусский авторынок значительно меньше российского — объем продаж в несколько раз ниже. Если в России ежегодно продается порядка 1 млн новых легковых автомобилей (если рассматривать данные за прошедший 2023 год), то в Беларуси эта цифра составляет около 150 тысяч.

Во-вторых, в Беларуси гораздо выше доля продаж новых автомобилей — порядка 65-70% от общего объема против 50-55% в России. Это связано с тем, что в Беларуси действует утилизационный сбор при покупке подержанных иномарок старше 10 лет.

Что касается предпочтений населения, то тут есть существенные различия. В России традиционно популярны отечественные марки — Лада, УАЗ, ГАЗ. Их суммарная доля составляет около 20% рынка. С недавных пор востребованы (вынужденно, конечно) китайские марки машин. В Беларуси продукция местных автозаводов занимает мизерную долю рынка(около 5%), но справедливости ради стоит отметить, что и выпускает она преимущественно общественный и грузовой транспорт. Также стоит отметить популярность в Беларуси китайского бренда Geely. Но это связано с действующим в стране крупным китайско-белорусским предприятиям по выпуску таких машин и предоставлением ряда льгот для их приобретения.

В Беларуси лидеры — Geely (более 50%), Renault (14%), Volkswagen (10%), Toyota (9%), Skoda (8%), в России — отечественные и китайские бренды. Статистику сложно интерпретировать, так как она кардинально изменилась после известных событий 2022 года, а в Беларуси с 2020 после попадания страны под серьезные санкции.

Как видно, в России предпочитают более бюджетные марки азиатского производства, а в Беларуси — европейские, что связано с близостью к ЕС, да и традиционно в этой стране привозили десятки и сотни тысяч подержанных иномарок из ЕС еще с 1990-х годов (преимущественно Германии). Есть еще один крайне важный момент: с некоторых пор в Беларуси была введена льгота 50% на полную сумму от таможенных пошлин при ввозе подержанных машин для инвалидов I и II групп, а также для многодетных семей, причем без ограничения по количеству покупок в год. Разумеется, фактически такими льготами может воспользоваться кто угодно (собственно, для этого закон и был принят, по мнению экспертов, — такой хитрый способ обойти нормативы Таможенного Союза). Поэтому в Беларуси «европейцы» и более популярны.

Ещё одно важное отличие — выбор типа кузова. В России самые популярные модели — это седаны и хэтчбеки, на их долю приходится свыше 50% продаж. В то время как в Беларуси почти 70% рынка занимают кроссоверы и внедорожники — Hyundai Creta, Renault Duster, Volkswagen Tiguan и другие. Это объясняется особенностями инфраструктуры и климата Беларуси.

Подводя итог, можно сказать, что авторынки Беларуси и России имеют весьма существенные различия.

Ну а оформить ЭПТС для ввоза приобретенной на территории западной «соседки» машины можно, обратившись к нам.